ARTDECOR    Гобелены Минских Художников

 



Начало |

ВСЕ работы
|

цены |

Авторы |

контакт |

ссылки |

техника |

история |
ugol.gif[124 байт] English 1 | 2 | 3 | 4 | 5

Искусство шпалеры

Искусство шпалеры - одно из самых древних на земле. Классическая западноевропейская шпалера - это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися. Создается она при помощи одного из простейших ткацких приемов: перекрестного переплетения нитей. В середине 20 века многие художники текстиля отказались от ткацких станков и вновь обратились к самой простой конструкции рамы, для натягивания основы. Для основы обычно употребляется некрашеная крученная нить ( льняная, хлопчатобумажная, реже шерстяная). Дополнительный декоративный эффект часто создают золотые и серебряные нити. Если в 12 - 13 веке, в Европе произведение выполнялось сначала до конца одним или несколькими мастерами в ручную, причем каждый из них вносил в работу помимо профессиональной виртуозности также особенности своего авторского почерка, то начиная с 17 века положение вещей стало постепенно меняться. Усиление контроля со стороны мецената-заказчика, первым из которых был король, привело к жестокому цеховому разделению труда. Автор-живописец создавал эскиз картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал. И лишь в 20 веке в художниках, занимающихся созданием шпалер, пробудилась ностальгия по материалу, фактуре, самому ткацкому ремеслу, возникло стремление собственноручно исполнять свои эскизы, минуя и картоньера и даже ткача. В доколумбовой Америке и Древнем Египте шпалерное ткачество входило в круг декоротивно-прикладных видов творчества, служило для украшения одежды и жилища, а в средневековой Европе шпалера сближается с произведениями декоративно-монументальными. В интерьерах жилых и общественных зданий она соперничает со стенописью, мозаикой, витражами. К концу 18 века шпалера, стала точной копией живописного полотна. Сегодня в мировой практике для обозначения художественного текстиля, в самом широком его понимании, имеет хождение, по сути один термин: французская tapisserie, соответствует английскому tapestry и немецкому Bildteppich. В русском языке существуют два равноправных термина: "шпалера" (от немецкого Spalier) и "гобелен". Гобеленами первоначально называли изделия знаменитой, возникшей в 17 веке мануфактуры Гобеленов (les gobelins) в Париже. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в некоторых европейских странах (например, в Польше) термином "гобелен" одно время обозначали все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества. В русский язык оба термина вошли в 18 веке (большую роль, в этом сыграло, в частности, основание в 1717 году Питербургской шпалерной мастерской). В широкой художественной практике (а также в прессе, в каталогах выставок и т.д.) прочно укоренилось употребление термина "гобелен", тогда как, в научном обиходе (в описаниях музейных коллекций, справочных изданиях, научных публикациях) принят термин "шпалера". В Древнем Египте репсовое переплетение было известно еще во времена Нового Царства(16-11вв. до н.э.). В египетском музее Каира хранится льняная пелена, затканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев. Она была найдена в гробнице Тутмоса IV и датируется 1400 годом до н.э. Высочайшим художественным совершенством отличались Коптские ткани. Это были маленькие панно, чаще всего двухсторонние. Они использовались, как драпировки, ими украшали одежду. Приемы шпалерного качества были хорошо известны в доколумбовой Америке. Образцы этого искусства лучше всего сохранились в сухом климате Перу (самые ранние восходят к 2500 году до н.э.). В Азии, в технике сходной со шпалерным ткачеством, работали китайские мастера. Хорошо известны работы мастеров эпохи Сун (10-13 вв.)и позднейшие, вплоть до 18 века. Японцы, к началу 3 века, познакомились с китайскими шелками, и в период Нара (7-8вв.) уже сами выделывали шпалерные ткани. В западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию. Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в 11веке рейнскими мастерами. Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви (иногда по личному заказу епископа) на библейские или исторические темы. По-видимому, немецкие мастера в течении 12-13 вв. уже достаточно преуспевали в освоении шпалерного искусства - их работы начали проникать в Скандинавию. С конца 14 века шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей европейского художественного ремесла. Создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. В разное время многие центры шпалерного ткачества оспаривали пальму первенства. В 14 веке ведущим был Париж, затем Аррас. В 15 веке - Аррас и Турне. В 15-16 вв. - города в бассейне реки Луары. В 16 веке - Брюссель, Антверпен, Ауденарде - во Фландрии, Феррара и Флоренция в Италии. В 17-18 вв. королевская мануфактура в Париже, в Бове. Лучшими среди европейских мануфактур до конца 18 века оставались фламандские и французские. Каждый центр специализировался на одной технике ткачества. Один из прекраснейших образцов фламандского шпалерного ткачества начала 16 века - шпалера "Давид и Вирсавия". Фламандское искусство ткачества связано с именами Рубенса и Иорданса, которые создавали картоны для шпалер. Во Франции - Шарль Лебрен, Ж.-Б.-Кольбер, Франсуа Буше. Особенно большим успехом пользовались шпалеры мануфактуры в Обюссоне. Наряду с французскими существовал ряд шпалерных мануфактур в других странах Европы. В Англии, в городке Мортлейк, в 1610 году была создана королевская мануфактура, где работали приглашенные из Фландрии ткачи, здесь выполнялись шпалеры по картону Рубенса, Рафаэля, по эскизам Ван Дейка. В Испании, в Мадриде, в 18 веке была основана королевская шпалерная мануфактура, которая прославилась тем, что эскизы для картона, создавал Франсиско Гойя. Периодом расцвета Питербургской шпалерной мануфактуры принято считать 1760-1770 гг., где работали русские мастера. Было создано немало эффектных сюжетных и декоративных композиций для украшения интерьеров дворцов. Среди произведений питербургской мануфактуры особое место занимает портрет. Заказывались портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II. На рубеже 1950-1960 гг. Франция расстается с ролью законодательницы в области шпалерного ткачества, и дальнейшее развитие современной шпалеры определяется тенденциями, которые формируются в других странах: Польше, Югославии, Испании, Скандинавии, Японии, Америке, России. Настенные текстильные панно создавались по картонам таких известных мастеров как: Ле Корбюзье, Брака, Вазарелли, Прассиноса, Пикара-Леду, Сен-Санса, Леже, Матисса. Одним из первых художников современной шпалеры по праву считается Жан Люрса.

авторы | техника | история | батик | ссылки | цены

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Copyright 2000 Minsk Artists Gobelins

 


Hosted by uCoz